северный еврей (starij_abramych) wrote,
северный еврей
starij_abramych

Categories:

поездка в Себеж. ч.3. Еврейское кладбище.

Этот холм, на котором активно идут новые православные захоронения - многовековое историческое Еврейское кладбище Себежа:




Справка - вступление.

Город Себеж - районный центр Псковской области на границе с Латвией и Белоруссией.
Население около 6 тыс чел. Первое упоминание поселения - 1414 год, хотя специалисты однозначно говорят о более раннем происхождении. Статус города - с 1772 года. С ростом города росло его еврейское население. В 1784 году в городе насчитали мещан-христиан 434 (и 387 женщин), евреев-мещан - 328 (и 387 женщин), всего горожан 1643 чел. По переписи населения 1808 года в Себеже числилось 2099 человек, почти половина - евреи. К концу 19 века Себеж становится одним из крупнейших еврейских городов Европы: В 1894 году в городе 4344 жителя. Большинство населения, 61% — иудеи. Православные — 25%, католики — 11%, представители других вероисповеданий — до 3%. В городе есть синагоги, несколько еврейский школ, еврейское кладбище. Существуют культовые здания и кладбища и других конфессий - православные, католические и др. (Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B6 , http://gorod-sebez.narod.ru/istorija.html ).

9 июля 1941 Себеж оккупировали войска вермахта. Часть еврейского населения успела эвакуироваться или была мобилизована. Летом 1941 в Себеже расстреляны первые 2 еврея. В сентябре 1941 создано гетто (150 чел.). В марте 1942 гетто было ликвидировано, 97 евреев расстреляны. (Источник: http://rujen.ru/index.php/%D0%A1%D0%95%D0%91%D0%95%D0%96 ).

В Себеже родились: З.Е.Гердт, А.Г. Горелиц, Ц.Я.Бутман, С.М.Диманштейн, Н.С.Исакова, С.Г.Томсинский, С.М.Томсинский, Х.Черновиц.

Фраза Зиновия Гердта "Себеж-небесное место на земле" является одним из брендов города (и сам артист - другой бренд). Сейчас власти планируют установить памятник Гердту (недавно закончился конкурс проектов) на набережной Себежа - по разным источникам, ко Дню края (2 июля 2011) или к 95-летию артиста (21 сентября 2011). Проект победитель (кстати, и мне больше все нравился):

(Источники: http://sebezh.sitecity.ru/ , http://turchak.ru/predlogeniya/3731 , http://pravdapskov.ru/news/3653 , http://informpskov.ru/culture/77497.html ).

Вот и вся справка-вступление. В настоящее время в городе не осталось ни еврейской общины (нам удалось найти только одного себежского еврея (см. ниже), который сказал, что в городе есть еще человек 5 евреев, в основном, сильно преклонного возраста), ни еврейского наследия. Даже многовековое Еврейское кладбище, пережившее нацистов, интенсивно разрушается.

События последнего года


В конце лета 2010 я был в Себеже и попросил местных жителей показать мне еврейские достопримечательности города. Таковых они вспомнили одну - Еврейское кладбище. Приехав на место я был шокирован. Среди массы новых православных захоронений местами торчали старые еврейские надгробия.

В местах, куда новые захоронения не дошли, просто была разруха (либо поле, заросшее травой, либо лес с остатками надгробий). О жуткой ситуации я написал в ЖЖ губернатору Псковской области Турчаку: http://turchak.livejournal.com/4351.html?thread=490495#t490495 . Турчак съездил в Себеж и ответил: "Как и обещал заехал на Еврейское кладбище. Это историческое название. Официально это просто действующее кладбище, где местные жители хоронят своих родственников. Действительно, навести порядок на кладбище необходимо, что мне местные власти и пообещали. Специально для сравнения заехал на русское кладбище — разница ощутимая, порядок наведён".

Спустя 9 месяцев - 6 июня 2011 Александра lit_ops опубликовала в ЖЖ пост с заголовком "Что происходит на старом еврейском кладбище?" ( http://lit-ops.livejournal.com/8144.html ) в котором сообщила, что впритык к кладбищу бульдозерами расчищена поляна около 10 соток:


На территории старого еврейского кладбища вырублены деревья из веток которых прямо на могилах были разведены костры. Несколько кострищ диаметром метра 2:




Александра предположила, что это идет расчистка территории под застройку.
Я опять написал Турчаку и он опять оперативно ответил, пригласив всех заинтересованных лиц в Себеж 15 июня 2011 года. Мы с ребом Даниэлем Шехтером поехали. От органов власти и МСУ на кладбище приехали губернатор Андрей Турчак с областными псковскими чиновниками, глава Себежского района Леонид Курсенков и глава администрации города Себежа Галина Малютина. От граждан были мы с ребом Даниэлем, псковский журналист и политик Лев Шлосберг (он уже написал отчет о кладбище: http://lev-shlosberg.livejournal.com/459212.html ) и археолог Александр Михайлов (приехал после встречи на Замковой горе - http://starij-abramych.livejournal.com/120721.html ).

Прежде всего мы спросили, что означает расчищенная бульдозерами поляна. Себежские руководители сказали, что это места под новые захоронения. А старых там не было? - спросили мы. Нет, нет! - заверили начальники. И никакой стойки тут не будет? - вопросили мы. Конечно, нет! - убедительно сказали они.
Вот видите! - обрадовался Турчак - Никакой стройки тут не планируется, а вы непроверенный слухи распространяете! Где эта девушка, что писала? (девушки не было) Обязательно напишите, что это не так!
Я пообещал, что напишу. Выполняю обещание:
Рядом с Еврейским кладбищем стройки нет и, видимо, не планируется! В этой единственной части (про стройку) я чиновникам поверил, хотя в остальном, как оказалось, они говорили "не совсем правду".
Выслушав Курсенкова и Малютину я сперва даже порадовался, что теперь православные захоронения будут идти в стороне от иудейских, на новом месте. Но первую ноту сомнений внес археолог Александр Михайлов. Пока мы общались, он прошелся по распаханному полю, а потом подошел к нам и сказал, что "там кости". Переспрашивать чьи кости не имело смыло. Археологи в этом разбираются лучше патологоанатомов. Потом, уже после отъезда чиновников на кладбище пришел пожилой мужчина, который, как оказалось, последний из себежан-евреев, кто ходит на кладбище. Он и сказал, что в распаханной части были очень старые захоронения, и надгробья там давно ушли в землю.
Интересно, знал ли об этом Турчак, когда рассказывал о неписанном "питерском" правиле, что если за могилой 10 лет не ухаживают, то место отдают другим. Кстати, себежане сказали, что на польском католическом кладбище (оно уже заполнено) так и делают.

В итоге, как я понимаю, распаханная часть кладбища уже утрачена навсегда (ниже фото и видео реба Даниэля):


Поговорим об оставшейся части кладбища. Она состоит из двух условных частей - наклонная "поляна" на холме и уходящий от нее по склону влево (по фото) "лес". Верх холма уже занят новыми православными захоронениями. Единичные новые православные захоронения есть и в "лесу".


Именно про кострища на этой "поляне" писала lit_ops. По версии себежских руководителей местные рабочие действительно проводили в этой части кладбища благоустройство и спиливали деревья (сухостой). Но костры на надгробьях жгли не они, а неизвестные вандалы (по версии Малютиной, как я понял, те самые, которые несколько лет назад сожгли кресты на православных могилах, о чем лежит заявление в милиции).







Десятки лет разрухи

Необходимо отметить, что эти действия далеко не первые в цепи разрушений. Как видно по фото, большинство надгробий разрушено и лежат в земле. Когда они были положены - не известно. Может при нацистах, может во время разгула вандалов в начале нулевых, может потихоньку от времени. Кладбище давно уже неухоженное. Ибо еврейской общины нет, а властям было наплевать (кроме вопроса выделения мест под захоронения). Многие надгробья, чтобы прочитать, приходится выискивать под землей и раскапывать. Какие-то расколоты. Какие-то стоят, но поросли мхом. А какие-то расколоты выросшими деревьями. Проще увидеть:



































И видео:


http://www.youtube.com/watch?v=MbE18vEcmlE

Последний еврей Себежа?

Когда, после ухода чиновников, мы уже закончили съемку и собрались ехать, на кладбище пришел пожилой мужчина. Он катил велик с косой и граблями. Владимир Александрович (так его зовут) рассказал, что он родился в Себеже в 1938, а сейчас остался единственным из евреев-себежан, кто ходит на кладбище. В городе есть еще человек пять коренных евреев, но старики на кладбище ходить уже не могут, а молодежь он не помнит.





Владимир Александрович и огорошил нас рассказом, что на зачищенной бульдозером части холма тоже были старые захоронения. После слов археолога Михайлова о найденных костях, сомнений в этом у нас уже не осталось.

Moses - is Moses. But business - is business!

И тут наше внимание привлекло объявление на дереве (вот его скан):


Не в этом ли весь секрет? Ведь недавно в Себеже закончились места на русском православном кладбище. И вместо того, чтобы заняться выделением места под новое кладбище (места в Себеже полно, но нужны определенные трудозатраты самих чиновников) себежские руководители вспомнили о старом, практически заброшенном еврейском. Их не взволновало, что много веков люди разных вероисповеданий соблюдали свои традиции и разделяли кладбища. По нынешним документам нынешних чиновников это просто "действующее кладбище". Без всяких конфессиональных предрассудков. А учитывая, что это последнее свободное кладбище в центре города (особенно, если не открывать новые кладбища), то места на нем становятся дефицитом и их можно вполне даже с выгодой продавать!

В этом случае находят свое объяснение не только затраты на зачистку бульдозером одной части кладбищенского холма, но и своеобразный стиль благоустройства другой. Ведь не для религиозных же евреев благоустраители спилили живые деревья под видом сухостоя?! И костры на корневищах так упрощают дальнейшую зачистку участка... Похоже, что и эта часть кладбища должна была быть "похоронена" в ближайшем будущем.

В оправдание себежских руководителей хочу сказать, что по-человечески они не произвели на меня впечатление каких-то злодеев или злобных антисемитов (кстати, в 2009 году жители Себежа при участии администрации установили новый красивый памятный знак на месте расстрела евреев в 1942 году - подробности тут: http://sebezh.b.qip.ru/?1-17-40-00000014-000-0-0-1273176399 ). Вообщем, нормальные все люди. Просто, маленький гешефт он ведь выгоднее уважения предков и религиозных законов нескольких народов, истории города, памяти, традиции и культуры? И далеко не все градоначальники знают, что старое кладбище - это достопримечательность, а в некоторых случаях (как Прага, Любавичи и др.) даже важный туристический или паломнический объект. Наверное, это нормально, что сиюминутная выгода людям гораздо более интересна, чем заоблачные высокие материи.

Что делать?
Себежские руководители на встрече заявляли, что они готовы к диалогу. Они сказали, что других рабочих по благоустройству у них нет - я просил аккуратнее спиливать деревья, чтобы они падая не разбивали оставшиеся надгробия, и не жечь костры на могилах. Но мы можем приехать на субботник воскресник или прислать правильных рабочих. А сэкономленные на рабочих средства пойдут на оградку или иное благоустройство.

В любом случае, оставлять кладбище без надзора больше нельзя. Иначе все может пойти по вышеизложенному сценарию. А поскольку общины в Себеже нет, то заботиться о кладбище должен кто-то другой. Это есть вопрос к еврейским камрадам.


UPD. На форуме себежан версия сноса старого кладбища под новые захоронения тоже обсуждалась как основная: http://sebezh.b.qip.ru/?1-11-0-00000035-000-0-0-1308551228
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments